Систему автобанов изобрел Гитлер?

1aa0f084

Гитлер

На самом деле первая автомагистраль была проложена в Германии 80 лет назад по распоряжению Конрада Аденауэра.

На плакате — энергично орудующий лопатой Адольф Гитлер (Adolf Hitler). Эта символическая акция — начало строительства новых участков одного из немецких автобанов.

Диктатора обступили военные. У одного в руках фотоаппарат: исторический момент обязательно нужно запечатлеть. Это фото должно было обойти всю страну: каждого гражданина «третьего рейха» следовало поставить в известность о том, сколь выдающиеся проекты осуществляются «по инициативе великого фюрера».

Неожиданный поворот

Участие Гитлера в торжествах по случаю открытия автомагистралей нацистская пропаганда всегда превращала в национальные праздники. Поворот событий довольно странный.

Ведь не ранее как в 1920-е годы большинство членов Национал-социалистической рабочей партии (НСДАП) и Коммунистической партии Германии (КПГ) выступали категорически против строительства скоростных автострад, а уж тем более против финансирования этих работ государством. И аргументировали они это тем, что прокладка таких автомагистралей на руку лишь «богатым аристократам и евреям-капиталистам».

Но в 1933 году, с приходом к власти Адольфа Гитлера, нацисты вдруг изменили свою установку: они поняли, что строительство автострад отвечает и их интересам, ведь эти дороги можно эффективно использовать как для быстрого перемещения воинских сил, так и в качестве временных взлетных полос для самолетов.

Детище Конрада Аденауэра

В условиях мирового экономического кризиса, разразившегося в 1929-1933 годах, изыскать средства на строительство автобанов было очень сложно.

Положение германской экономики было крайне тяжелым: массовая безработица, гиперинфляция, выплата репараций за Первую мировую войну. Но организовать финансирование все-таки удалось — усилиями тогдашнего обер-бургомистра Кельна и будущего канцлера ФРГ Конрада Аденауэра (Konrad Adenauer).

Именно благодаря ему и по его личному распоряжению между Кельном и Бонном была проложена первая в Германии прямая скоростная автострада, состоящая из четырех полос и не имевшая перекрестков. 20 километров составила ее протяженность.

Кельн и прилегающие к нему районы были тогда в Германии регионом с самым оживленным движением. В эксплуатацию автобан был сдан 6 августа 1932 года, ровно 80 лет назад, причем без какой-либо помпы. Трасса позволяла развивать скорость до 120 километров в час, хотя в ту пору даже автомобили, способные ездить со скоростью выше 60 километров в час, были большой редкостью.

Полгода спустя после открытия первой в стране скоростной автострады пришедшие к власти нацисты наделили ее статусом обычной шоссейной дороги. Причина носила пропагандистский характер: нацисты хотели, чтобы инициаторами строительства автобанов считали исключительно их. И принялись создавать «свои» автодороги, причем по проектам, разработанным в конце 1920-х — начале 1930-х годов.

Прообраз автобана

Совместные выступления немецких промышленников и влиятельных граждан за строительство дороги, запрещенной для передвижения конных экипажей и пешеходов и предназначенной исключительно для автотранспорта, начались в Германии еще в 1909 году. А в 1913 году, по инициативе немецкого автомобильного клуба Automobilclub von Deutschland, в Берлине стартовали работы по прокладке двухполосной «автомобильной транспортно-тренировочной дороги» (Automobil-Verkehrs und ?bungsstra?e, AVUS).

Протяженность этого прообраза будущих автобанов должна была составить 17 километров. Но из-за проблем с финансированием средств хватило лишь на десятикилометровый отрезок. К тому же 1914 году началась Первая мировая война. В результате работы по строительству той трассы удалось завершить лишь в 1921 году. В момент открытия ее длина составляла 19 с половиной километров. Главным образом ее использовали для проведения авто- и мотогонок.

В 1926 году в Германии было создано сообщество инженеров HaFraBa (аббревиатура от «ганзейские города, Франкфурт-на-Майне, Базель»), которое было намерено лоббировать идею строительства скоростных дорог на государственном уровне и до деталей спланировало будущую сеть автострад. Но в результате голосования в рейхстаге их проект был отвергнут. Против выступили национал-социалисты и коммунисты. Однако с приходом нацистов к власти Гитлер вдруг вспомнил о планах HaFraBa и принял решение их частично реализовать. Заодно он переименовал сообщество. Оно получило название «Союз по подготовке автобанов рейха» («Gesellschaft zur Vorbereitung der Reichsautobahnen»).

Обещания фюрера

Иными словами, проектировать и строить автобаны в Германии начали до прихода Гитлера к власти, и фактически диктатор пришел на все готовенькое.

Фюрер приказал расширить сеть автобанов, сдавая в эксплуатацию 1000 километров ежегодно. Он рассчитывал завоевать симпатии простых людей и укрепить свою власть. Оно и понятно: автомобиль в Германии был в те времена роскошью, позволить себе которую могли далеко не все. А фюрер, сообщив нации о своей идее создать «народный автомобиль», обещал сделать покупку автомашины доступной для каждого.

Строительство автобанов было на руку фюреру еще и потому, что оно позволяло частично решить проблему с безработицей. При этом трудились рабочие в невыносимых условиях. А тех, кто пытался бастовать, незамедлительно отправляли в концлагерь.

Действенный политический миф

Во время Второй мировой войны немецких рабочих, занятых на строительстве автобанов, стали отправлять на фронт. А им на смену пригоняли узников концлагерей и подневольных рабочих. 3800 километров скоростных автострад было проложено к 1941 году в Германии. В последующий год строительные работы почти не велись. А начиная с осени 1943 года, в связи с низкой интенсивностью транспортного движения, по автобанам разрешили ездить велосипедистам.

Нацистский миф о том, что систему автобанов в Германии изобрел Гитлер и что первые автострады возникли по его указанию, стал одним из самых долговечных. В него верило целое поколение немцев…

Источник: Русская служба DW

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *