Учим ребенка разговаривать правильно
И родители
обращаются за помощью к совершенно различным специалистам. Попробуем
разобраться, как же поступить правильно.
Во-первых, данную проблему помогает решить только логопед. Он должен
посмотреть ребенка и найти причины, почему он не произносит эту букву.
Иначе, пытаясь поставить этот звук сами, вы можете сделать это
неправильно.
Так, для начала нужно определить:
1. Нет ли у ребенка таких нарушений, как дизартрия или дислалия.
Дизартрия – это расстройство речи (артикуляции) при поражении
продолговатого мозга (бульбарный паралич) коры головного мозга. Дислалия
по-другому называется косноязычием.
2. Каким именно образом ребенок пытается произнести букву «Р», как он
ее произносит – горлом, заменяет другими буквами, вообще не произносит,
произносит только в середине слова, а в начале нет и т.д.
3. Может, проблема в слабом развитии дыхания и мышц артикуляционного аппарата.
Логопед выясняет особенности произношения и подбирает упражнения
специально для вас. Если артикуляция звука правильная, т.е. вибрирует
кончик языка у альвеол, то беспокоиться не стоит, но если ребенок
«рычит» горлом — это повод для беспокойства. Что еще может помешать:
зубы, слабое дыхание, заложенный нос, уздечка и т.д. Звук «Р» может не
идти из-за короткой уздечки — проверьте ее сами или сходите к ортодонту,
так как не всегда в этом виновата неподвижность языка.
Если вы не уверены в том, как ваш ребенок артикулирует этот звук, то с
этим вопросом нужно обращаться только к логопеду, а не пытаться
«услышать» самим и пробовать подбирать упражнения.
Постановка звука «Р» является очень кропотливой работой. Многие дети
требуют длительного времени для вызывания этого звука. Помимо упражнений
на развитие правильного диафрагмального дыхания и растягивания уздечки,
рекомендуется вырабатывать воздушную струю и укреплять мышцы кончика
языка. Работа с ребенком должна проводиться каждый день по 10-15 минут.
Логопед сможет порекомендовать вам нужные упражнения.
Для произнесения звука «Р» необходима сложная работа всех мышц языка:
кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, напряжены,
кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка
опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая
воздушная струя должна быть сильной, направленной.
Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют упражнения. Например, такие:
Чьи зубы чище?
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Краткое описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Методические указания
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
Маляр
Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
Краткое описание. Улыбнуться, открыть рог и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.
Методические указания
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних
зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
Много игр можно найти в интернете на логопедических сайтах, но все
это вы будете делать только после похода на консультацию логопеда.