РЖД провоцирует безбилетников

1aa0f084

безбилетник Как устроена новая система перевозок
Мало кто знает, что с прошлого года ОАО «Российские железные дороги» не является пассажирским перевозчиком. В 2011 году на железнодорожном транспорте была проведена глобальная структурная реформа, и теперь РЖД занимается непосредственно дорогами, а перевозят людей пригородные пассажирские компании (ППК).

До реформы ОАО «РЖД» покрывало убытки от пригородных перевозок по принципу перекрестного субсидирования: доходы монополии от грузоперевозок частично покрывали убытки от электричек. В компании утверждают, что электрички — убыточный вид транспорта, прибыль, получаемая от продажи билетов на электропоезда, не может перекрыть всех издержек.

Реформа, объясняют представители РЖД, проводилась для того, чтобы уйти от перекрестного субсидирования и сделать так, чтобы пригород приносил доход. Для этого в состав учредителей перевозочных компаний предложили войти субъектам федерации.

Механизм взаимодействия перевозчика и субъекта федерации выглядит так: перевозчик озвучивает свой экономически обоснованный тариф, местные власти называют стоимость, которая соответствует возможностям населения региона. Разницу в стоимости, иначе говоря, потери, которые, так или иначе, понесет ППК, возмещает субъект. В 2010 году перевозчики потребовали у регионов 35 млрд. рублей, но те смогли выделить в десять раз меньше.

Региональным властям, хоть они и должны заботиться о нуждах жителей, невыгодно финансировать пригородные перевозки. Поэтому входить в состав перевозочных компаний, как и компенсировать убытки от пригородных перевозок они не спешат. ППК отвечают симметрично: сокращают количество электропоездов, растягивают тарифные зоны, убирая остановки в маленьких населенных пунктах, что вызывает возмущение у сельчан и дачников.

Между тем, у перевозчиков помимо регионов, чья казна не так уж и богата, остается второй источник возмещения убытков федеральный бюджет. В 2011 году правительство заложило на эти цели 25 млрд. рублей.

«Зайцы» VS контролеры

Правда, рассчитывать на то, что федеральная казна будет бесконечно оплачивать убытки, железнодорожники не могут. Надо что-то предпринимать самим. Многие пригородные пассажирские компании стали активнее бороться с безбилетниками.

Если раньше, например, можно было часто увидеть картину, как контролер берет деньги у «зайца» и не пробивает билет, а стало быть, кладет их себе в карман, то сегодня такое поведение ревизоров редкость.

— У нас строгие порядки, — говорит старший инструктор кассиров-контролеров Казанского участка РЖД Владимир Топчий. Если сотрудника поймают на том, что он взял деньги у «зайца» и не пробил их в кассе, на следующий день его уволят.

Учитывая то, что зарплаты у контролеров в пределах 20-25 тысяч рублей и особенных навыков для этой работы не нужно, никто не хочет рисковать. Кроме того, чтобы получить зарплату, контролеры обязаны выполнить план: собрать определенное количество денег. Это будет затруднительно, если работать только на собственный кошелек, мимо кассы.

Ревизоры не имеют права заставить безбилетника заплатить штраф и уж тем более вывести его насильно под руки на платформу. Поэтому главная тактика в борьбе с «зайцами» — доставить им максимальный дискомфорт.

— Когда зайцы в тамбуре сбиваются в кучу, чтобы бежать, я отхожу назад на два вагона, — делится опытом кассир-контролер Казанского направления Горьковской железной дороги Екатерина Венедиктова. — Ни у кого не хватит сил перебежать три вагона. После забега встречаю их, запыхавшихся и измученных. Многие не выдерживают и сдаются – оплачивают проезд.

Но, во-первых, не все контролеры так трудолюбивы и настойчивы, как сотрудница Казанского участка. Во-вторых, бывает, что ревизоры проходят по поезду один раз и больше не возвращаются, сходят в пути и пересаживаются на другой поезд. Поэтому до сих пор на многих направлениях «зайцы» весьма успешно перебегают из вагона в вагон толпами.

Задачу безбилетников прошмыгнуть, не оплатив проезд, облегчает и то, что не на всех станциях установлены турникеты.

— Я не бегаю, — рассказала нам постоянная пассажирка электропоезда Москва-Петушки. – Билет беру в кассах, но не до своей станции, а оплачиваю половину пути и сажусь в вагон в начале состава. Когда походят контролеры, показываю им билет, а дальше еду на птичьих правах. Это меня не беспокоит, потому что проверок больше не будет.

Да и если пассажир, который оплачивает штраф, говорит, что выходит не в пункте В, куда он действительно направляется, а в пункте А, проезд до которого в разы меньше, они тоже ничего не могут сделать.

Откуда берутся «ушастые»?

Можно подумать, что «зайцы» — это сплошь бедные студенты или безработные, у которых нет денег на проезд. Но это не так. Как таковой портрет современного «зайца» составить сложно. Ездят безбилетниками и дамочки в песцах, и юноши с айпадами, и пожилые дачницы.

— Я считаю, что плата за проезд в электричках с условиями проезда в них несоизмерима, — объясняет свою позицию 40-летний Владимир, безбилетник с семилетним стажем. –Почему я должен платить, когда в поездах мусор, лавки такие грязные, что присесть на них в нормальной одежде себе дороже.

Надо признать, аргумент безбилетников – пусть сначала наведут порядок, а потом задирают тарифы – не лишен оснований. Тем более в вопросе, из чего складывается плата за проезд, порой не могут разобраться даже региональные чиновники, которым, в общем-то, положено иметь представление, почему они должны компенсировать столь большие убытки перевозчикам.

В последние годы парк электропоездов постепенно обновляют, наводят порядок и на вокзалах. Вот только ощущается это не везде.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *